Полный ассортимент
услуг по модернизации
автомобилей НИВА

История автомобиля НИВА

За всю историю отечественного (имеется в виду СССР) автоспорта было всего несколько случаев создания серийных автомобилей, соответствовавших на момент выпуска последнему писку тогдашней моды. К таким можно причислить Победу, двадцать первую Волгу и, конечно же, Ниву. Ведь эта машина интересна еще и тем, что стала родоначальником ныне сверхпопулярного класса городских вседорожников. Вот о Ниве и пойдет речь в этой статье. Готов поспорить, что создатели Нивы даже в своих самых радужных снах не могли представить, какая долгая и, я бы даже сказал, счастливая судьба ожидает их детище.

А началось все в конце 60-х с правительственного заказа на разработку легкого полноприводного автомобиля, предназначенного для продажи населению. Ведь тогда все УАЗы считались военными, и простым смертным заполучить их в личное пользование было практически невозможно. Вот эту пустующую рыночную нишу и должна была заполнить новая машина.

За разработку подобного автомобиля взялись на АЗЛК, ИЖмаше и на ВАЗе. На АЗЛК давно, еще с 57 года, велась разработка небольшого рамного джипа, который согласно новым требованиям немного подновили, сделали более комфортабельным, модель получила обозначение 2150. В НАМИ по заказу ИЖмаша разработали модель 0162. Машина имела множество оригинальных решений, но в серию, как и Москвич 2150, не пошла. Ну, а что сделали на ВАЗе, все хорошо знают. Тогда в начале 70-х - примененные в этом автомобиле технические решения выглядели, чуть ли не авангардными, правда, многие из них были вынужденными. Из-за того, что обязательным условием постановки автомобиля на конвейер было использование основных агрегатов от легковых ВАЗов, конструкторам пришлось применить нестандартные решения. Так, пришлось отдельно от коробки передач, через короткий кардан, установить раздаточную коробку. Применить схему как на ГАЗ 69, где раздатка была соединена с КПП полноценным карданным валом, не позволяла короткая колесная база, в результате Нива приобрела одну из своих фамильных черт вечно гудящую раздатку, о различных способах усыпления которой написаны целые трактаты. Другая особенность Нивы блокируемый межосевой дифференциал в раздатке. Это по тем временам - передовое решение, применявшееся на Рэйндж-Роверах и эксклюзивных гран-туризмо ДженсенФФ, - ВАЗовские конструкторы применили от бедности. Традиционная полноприводная трансмиссия с принудительным подключением переднего моста вызывала слишком высокие нагрузки на межколесные дифференциалы и главные передачи, которые у Нивы были от легковых ВАЗов. Межосевой дифференциал поровну распределял крутящий момент между обоими мостами, тем самым, снижая на них нагрузку. Также впервые в отечественном автомобилестроении на Ниве в качестве шарниров равных угловых скоростей были применены шариковые шарниры типа Рцеппа-БирфильДА, лицензию на производство которых в 1975 году СССР купило у английской фирмы Харди-Спайсер. Впрочем, лицензию ШРУСы приобрели в первую очередь для перспективных переднеприводных моделей, разработка которых полным ходом велась на ВАЗе, АЗЛК, ЗАЗе. Но список нестандартных технических решений этим не ограничивался, была еще оригинальная передняя независимая подвеска, двухконтурная тормозная система и, конечно же, главная фишка Нивы несущий кузов. Конечно, несущий кузов на автомобилях повышенной проходимости уже применялся как в СССР (ГАЗ 72, Москвич 410), так и за рубежом (Остин Чамп, Форд М151), но Нива стала первым в мире по-настоящему успешным автомобилем с таким типом кузова. Отдельного упоминания заслуживает дизайн Нивы. В.Семушкину ведущему дизайнеру - удалось создать запоминающийся и нестареющий облик. Даже сейчас хорошо покрашенная Нива выглядит скорее классикой, но никак не анахронизмом. Салон автомобиля был отделан по мотивам самой престижной на тот момент модели ВАЗа-2106 и считался по тем временам весьма комфортабельным.

Первые 50 автомобилей сошли с конвейера в январе 76 года. Как тогда было модно, выпуск первой партии приурочили к XXV съезду КПСС. По-настоящему серийный выпуск начался 5 апреля 77 года. Тогда же в 76-77 годах - принялись за раскрутку новой модели. По стране прошло несколько рекламных автопробегов, был снят 30-минутный рекламный ролик под названием 4х4, где Нива демонстрировала все, на что способна, и даже немного больше того. Впрочем, толку от этого все равно было мало, 80 процентов машин уходило на экспорт, а те, что оставались в стране, распределялись по блату, хотя и простолюдинам тоже иногда доставались (для тех, кто не знает или уже забыл, для того, чтобы в СССР купить любую новую машину, одних денег было недостаточно, нужно было несколько лет стоять в очереди либо через нужных людей известным способом приблизить долгожданный момент). Куда интереснее обстояли дела в странах загнивающего капитализма. Несмотря на благосклонные отзывы о Ниве, по отзывам западной прессы машина продавалась неважно, все-таки слишком она была необычной. Но в 1979 году ситуация в корне изменилась. Тогда в Европе выдалась необычайно снежная зима. Несмотря на все усилия дорожников, обычные легковушки могли с трудом передвигаться по заснеженным дорогам. Зато владельцы джипов почувствовали себя королями дорог, поглядывая свысока во всех смыслах этого слова на остальных. На фоне событий особенно ярко проявила себя Нива, легкая, юркая машина проезжала даже там, где вязли некоторые тяжелые джипы, лучшей рекламы трудно было представить. В одной только Германии в этот год Нив продали в четыре раза больше, чем годом ранее. Говоря о продажах Нивы в Европе, просто нельзя не рассказать о продажах во Франции. В этой стране Нива стала культовым автомобилем задолго до того, как подобный статус машина обрела у себя на родине. Главную роль в этом сыграл Жан Жак Пок, официальный представитель АвтоВАЗа во Франции. Он на свои средства регулярно выставлял команду на Нивах на ралли-рейд Париж-Дакар, где в начале 80-х регулярно занимали высокие места. На Нивах выступали такие звезды мирового автоспорта, как Пьер Лартиг, Джекки Икс, актер Клод Брассер и т.д. Но с коммерциализацией ралли-рейда и появлением на трассах сверхмощных спорт-прототипов категории Т3 у Нивы не осталось никаких шансов. Тогда в 89 году Жак Пок построил полноприводной спорт-прототип с двигателем от Порше и кевларовым кузовом, напоминавшим ВАЗ 2108, впрочем, это совсем другая история. Также специально для владельцев Нивы во Франции Жан Пок проводил соревнования Нивальп, нечто вроде легендарного Кемел трофи, только менее экстремальные, еще Нивы регулярно участвовали в различных внедорожных соревнованиях, проводимых во Франции, где завоевали высокую репутацию и до недавнего времени пользовались устойчивым спросом. Последние несколько лет продажи значительно упали, сказывается возраст автомобиля, но до сих пор во Франции существует множество клубов любителей Нивы. Но не везде, куда экспортировалась Нива, дела обстояли так хорошо. Специально для рекламы автомобиля Автоэкспорт снарядил команду из лучших советских раллистов и отправил в рекламный тур по Новой Зеландии и Австралии. В рамках этого турне наши гонщики выступали в различных внедорожных соревнованиях от ралли-кросса до авто-триала, на практически стандартных машинах, при этом они нередко умудрялись занимать призовые места и даже побеждать соперников, выступавших на подготовленных и более мощных машинах. В 85-86 годах наши раллисты на Нивах приняли участие в австралийском аналоге ралли-рейда Париж-Дакар Винн сафари, где занимали первые места в своем классе и довольно высокие в абсолютном зачете. Результатом стало значительное увеличение продаж Нивы в этих странах. Кстати, интересно, что в Австралию и Новую Зеландию легковые ВАЗы не экспортировали. Трудно назвать страну, где не продавались бы Нивы, и везде, от Новой Зеландии до Канады, эти машины пользовались спросом и авторитетом. В СССР по заказу Министерства обороны на ВАЗе создали модель 2122 - военную плавающую Ниву, но в серию машина не пошла.

Несмотря на все свои достоинства, Нива морально устаревала, тогда на ВАЗе разработали и в 94 году запустили в производство модернизированную Ниву с индексом 21213, непонятно зачем названную Тайгой. Машина стала оснащаться новым двигателем объемом 1690 см3, пятиступенчатой КПП, салон был с другой, более современной отделкой, дверь багажника опустилась до бампера, а также множество других усовершенствований, не затронувших старые болячки в виде гудящей раздатки, быстро гниющего кузова и т.д. В том же году в ОПП ВАЗа начали выпускать удлиненную на 500 мм модификацию 2129 и пятидверную версию 2131. Интересно, что длинная Нива была создана как агрегатоноситель для минивена Надежда, но переросла в самостоятельную модель. Ну, а потом пошло, поехало, различные фирмы и фирмочки начали на базе Нивы делать совершенно невообразимые вещи, обвешивать машины различной пластиковой шелухой, делать кабриолеты, пикапы, броневики, бигфуты и многое другое. В последние несколько лет Нива находится на гребне популярности.

Но ничто не вечно. Вот и на смену старой Ниве приходит новая модель 2123, которая, скорее всего, будет носить шильдники Chevrolet-Niva. Хотя на новой Ниве подвеска, раздаточная коробка и ряд других узлов пусть и модернизированы, но они все же останутся теми, которыми их знают все слесари и владельцы старых Нив, поэтому не стоит оскорбить по поводу кончины старой Нивы, лучшее из нее вместе с ее духом вселилось в ее наследницу, так что, как говорится, король умер, да здравствует король!

Что мы делаем:

  1. 1. Модернизация трансмиссии для снижения шума (подрамник)
  2. 2. Ремонт редукторов, КПП, подвески
  3. 3. Диагностика, промывка, чип-тюнинг инжекторов Ваз и им подобных
  4. 4. Модернизация трансмиссии для снижения шума (подрамник)

Частые вопросы: